Официальные новости

Вступительное слово заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации О.В.Сыромолотова перед участниками первого заседания министерского «круглого стола» V Сингапурской международной кибернедели в формате видеоконференции, 6 октября 2020 года

62

Уважаемые коллеги,

Рад приветствовать участников первого заседания Министерского «круглого стола» пятой Сингапурской международной кибернедели.

Прежде всего, хотел бы выразить глубокую признательность сингапурской стороне за организацию данного форума. Мы рассматриваем его как важный интеллектуальный и практический вклад Сингапура в обеспечение стабильности и безопасности мирового информационного пространства.

Рассчитываем, что онлайн-формат, в котором сегодня проходят дискуссии, не станет препятствием для конструктивного обмена мнениями по широкому спектру вопросов международной информационной безопасности.

В этом году форум посвящен теме формирования будущего кибербезопасности в условиях пандемии COVID-19. И это не случайно.

Вынужден констатировать, что пока мировое сообщество пытается наладить сотрудничество в режиме онлайн, обстановка в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) становится все более напряженной. Еще сильнее проявилась уязвимость всех участников перед лицом серьезных глобальных проблем вне зависимости от их политической ориентации и уровня экономического развития.

На фоне сложной эпидемической ситуации появилось и такое новое политическое явление как «киберпандемия». И последствия данного феномена могут оказаться без преувеличения катастрофическими.

В этом году зафиксирован колоссальный рост преступности в информационном пространстве. Большинство стран понесли серьезный ущерб от активизации кибермошенников и увеличения числа кибератак на ИКТ-инфраструктуру государственных учреждений и бизнес-структур. От этой противоправной деятельности страдают как развитые, так и развивающиеся страны.

В период пандемии Россия, как и многие другие страны, столкнулась с серьезными вызовами. С начала этого года зафиксировано более 1 млрд. вредоносных информационных воздействий на критическую информационную инфраструктуру нашей страны. Количество электронных писем, содержащих вредоносные программы и фишинговые сообщения, увеличилось более чем в 6 раз. Участились случаи скоординированных целенаправленных компьютерных атак, состоящих из нескольких связанных между собой акций. Только за последние несколько месяцев количество таких атак уже превысило 12 тысяч. Их целями становились объекты, обеспечивающие повседневную жизнедеятельность общества и государства, что несет в себе колоссальную угрозу и подрывает национальную безопасность страны и наших граждан.

Реальную угрозу для международного мира и безопасности представляет продвигаемая рядом стран и уже применяемая на практике доктрина так называемых превентивных киберударов. Делается это без соответствующих санкций Совета Безопасности ООН, в обход Устава ООН.

Еще одна противоречащая международному праву и здравому смыслу концепция, активно продвигаемая некоторыми государствами, – так называемая «коллективная атрибуция». Она предусматривает возможность для группы стран бездоказательно обвинить третье государство в совершении противоправных действий в информпространстве. Считаем, что подобный подход может стать «рычагом давления» на отдельные государства. Дальнейшее продвижение такой псевдоюридической концепции также считаем «дорогой в тупик».

В этих условиях первостепенной задачей, которая стоит перед мировым сообществом, является скорейший поиск «кибервакцины». Выработать ее можно только совместными скоординированными усилиями всех государств при центральной координирующей роли ООН – единственной универсальной организации. Россия предлагает комплексное «лечение», которое предполагает ряд шагов.

Во-первых, считаем необходимым на данном этапе продолжить работу над созданием в рамках ООН всеобъемлющего перечня правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве, своего рода «правил дорожного движения» в сфере использования ИКТ.

На согласование таких правил направлена деятельность Рабочей  группы ООН открытого состава по международной информационной безопасности (МИБ), учрежденной по российской инициативе при поддержке большинства государств. Это первый транспарентный, инклюзивный и подлинно демократический переговорный механизм по МИБ под эгидой ООН, в котором могут участвовать все заинтересованные страны.

В настоящее время РГОС вышла на стадию подготовки своего итогового доклада, который должен быть представлен в ходе 75-й сессии Генассамблеи ООН. Наш приоритет – закрепить в данном документе необходимость обеспечения непрерывного и преемственного характера переговорного процесса по МИБ в ООН.

Рассчитываем на успешное завершение первого созыва Группы и закрепление преемственного и непрерывного характера дискуссии по МИБ на площадке ООН.

Ключевой задачей другой профильной площадки ООН – Группы правительственных экспертов ООН (ГПЭ) по МИБ, участниками которой являются 25 государств – видим предотвращение любого рода конфронтации в информационном пространстве. Рассчитываем, что все участники ГПЭ текущего созыва примут активное участие в ее работе и внесут конструктивный вклад в итоговый доклад Группы.

Во-вторых, на направлении борьбы с киберкриминалом нами вместе сделан прорывной шаг на пути реализации идеи разработки под эгидой ООН всеобъемлющей конвенции по борьбе с информационной преступностью. Так, в прошлом году Генассамблея ООН приняла резолюцию, предусматривающую создание спецкомитета для разработки такого документа с участием всех заинтересованных государств.

Россия, как и многие другие страны, понимает необходимость создания действительно универсального и эффективного инструмента по борьбе с киберпреступностью, максимально прагматичного и профессионального, основанного на опыте и наилучших практиках всех государств. При этом мы, безусловно, не желаем воздвигать искусственные границы или создавать привилегии для кого-либо в виртуальном пространстве, поэтому надеемся, что работа в рамках спецкомитета будет выстраиваться в комплементарном, неконфронтационном и конструктивном ключе.

В условиях неуклонного роста уровня киберпреступности скорейшая подготовка конвенции отвечает интересам всех без исключения государств, поэтому Россия призывает все страны объединить усилия для бесперебойной и качественной работы спецкомитета.

В-третьих, комплексное лечение подразумевает и контакты в области МИБ на двустороннем и региональном уровнях. В этих целях считаем необходимым расширять взаимодействие между нашими странами на профильных региональных площадках, в том числе ШОС, СНГ, АСЕАН, АРФ, ВАС. Полагаем, что эти механизмы могут дополнять и вносить свой вклад в глобальную дискуссию по МИБ.

Подводя итог, хотел бы отметить, что не существует универсального рецепта лечения от «киберпандемии». Вместе с тем совместными усилиями нам много уже удалось достичь. Но для того, чтобы стабилизировать обстановку в информационном пространстве, нужно остановить распространение этой болезни, действовать сплоченно, скоординировано и быстро. Со своей стороны мы готовы сделать для этого все возможное. Россия всегда открыта для диалога со всеми странами и настроена на совместную эффективную работу в интересах решения общих задач в области международной информационной безопасности.

Пользуясь случаем, хотел бы пожелать всем участникам Сингапурской международной кибернедели успешной, плодотворной, конструктивной и содержательной работы.

Благодарю за внимание.

Эта публикация на сайте МИД

Похожие публикации