Официальные новости

Комплексное решение проблемы контрафактного алкоголя в России

45

Для решения проблемы с продажами контрафактного алкоголя нужно унифицировать ставки акцизов в странах Таможенного союза (далее – ТС), перенести уплату акциза с этапа производства на этап розничных продаж, а также разрешить торговлю алкоголем в интернете с одновременным жестким лицензированием этой деятельности. Такие предложения содержатся в материалах, подготовленных общественным омбудсменом по обороту подакцизных товаров,  к очередному ежегодному докладу Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова Президенту России.

Различия в ставках акцизов на алкоголь и табак, а также в лицензионных требованиях к производителям алкогольной продукции между странами–участниками Таможенного союза ЕАЭС не позволяют полноценно бороться с контрафактом и снижают конкурентоспособность отечественных производителей, говорится в докладе.

«В России акцизная ставка на алкоголь более высокая, требования по качеству продукции более жесткие, – констатирует общественный омбудсмен по обороту подакцизных товаров Виктор Звагельский. – Одновременно с этим в рамках Таможенного союза товары перемещаются свободно, в результате на сегодняшний день более 35% крепких алкогольных напитков на прилегающих к странам ТС территориях – это полулегальная продукция, поступающая из стран ближнего зарубежья».

Решение проблемы видится в приведении законодательства стран-участников ТС к единому стандарту, в первую очередь в отношении ставки акцизов.

«После этого перемещать товары через границу станет невыгодно, – отмечает Звагельский. – И это в большей степени относится даже не к алкоголю, а к табачной продукции. Здесь дифференциация акцизного сбора просто огромная. И объем контрафакта в сотни раз больше, чем по алкоголю. Из десяти блоков восемь поддельные.

Но это нигде не афишируется, потому что западным табачным мейджорам выгодно эту историю замалчивать. Иначе на этом рынке придется вводить лицензирование, менять систему уплаты налогов. Сегодня табачная отрасль сама декларирует, сколько налогов заплатит. Уникальная система, придуманная Минфином давным-давно и до сих пор продолжающая действовать».

Предложение унифицировать акцизы в рамках Таможенного союза выдвигалось неоднократно, подчеркивает Виктор Звагельский, однако результата до сих пор нет.

Помимо этого, победить контрафакт поможет перенос уплаты акциза с производства алкоголя на его продажу.

«Действующая налоговая конструкция, при которой акцизный сбор на крепкий алкоголь уплачивается на этапе производства и зачисляется целиком в федеральный бюджет, лишает региональные власти стимула бороться с продажей контрафактной алкогольной продукции на своих территориях, – отмечает Виктор Звагельский. – Проверить контрафактность производства крепкого алкоголя весьма сложно. Речь не только о неучтенных объемах с официальных производств (эту проблему позволяет решать ЕГАИС). Контрафакт во многом идет с нелегальных заводов, которые существуют на территории практически всех регионов. Правоохранительные органы о них знают, однако в силу разных причин мер не принимают.

И действенный способ победить контрафакт есть только один – изымать эту продукцию из торговых точек. А для этого должна существовать заинтересованность местной власти. Чтобы она возникла, нужно перенести уплату акциза с этапа производства на этап розничной продажи. Если акциз, уплачиваемый заводом, уходит полностью в федеральный бюджет, то акциз, уплачиваемый магазином, будет делиться между федеральным и региональным бюджетом. Таким образом, у губернаторов возникает стимул к устранению контрафакта из торговли, поскольку это благотворно влияет на наполнение регионального бюджета».

Наконец, третьей составляющей в системе противодействия контрафакту предложено сделать разрешенную и подконтрольную торговлю алкоголем через интернет.

Действующий запрет на продажу всех видов алкогольной продукции дистанционным способом через интернет приводит только к созданию огромного теневого рынка, говорится в докладе.

«Как показывает практика, бороться с нелегальным рынком в этой области одними силовыми методами невозможно и бесперспективно, – подчеркивает Звагельский. – Интернет-торговля всеми видами товаров, включая алкогольную продукцию – это реалии уже сегодняшнего дня во всем мире, включая Россию. И побороть нелегальную интернет-торговлю алкоголем можно, только разрешив в принципе этот способ продажи, одновременно введя жесткое лицензирование по аналогии с туристическим бизнесом. Речь идет о создании реестра продавцов, для включения в который потребуется соответствие определенным критериям по имущественному статусу, наличию складских площадей, а также детальная проверка финансовой документации продавца».

 

Сообщение Комплексное решение проблемы контрафактного алкоголя в России появились сначала на Бизнес-Омбудсмен.

Эта публикация на сайте бизнес-омбудсмена

Похожие публикации