Официальные новости

Пресс-конференция Роспатента о вступлении в силу Закона о географических указаниях

204

На мероприятии обсудят вступление в силу закона, который вводит новый объект интеллектуальной защиты – «географическое указание». Закон начнет работать 27 июля 2020 года и упростит возможности для регистрации и продвижения региональных брендов.

В ходе пресс-конференции спикеры ответят на вопросы о преимуществах регистрации товаров в качестве ГУ, дополнительных механизмах поддержки предпринимателей, введении специальной маркировки товаров как гарантии качества для потребителей.

«Введение нового объекта интеллектуальной собственности – географического указания – открывает для российских предпринимателей широкие возможности выхода на мировые рынки. Для ГУ предусмотрены более мягкие требования для регистрации по сравнению с НМПТ. Введение нового объекта учитывает потребность в охране более значительного количества отечественных обозначений, указывающих на место происхождения товаров, которые по факту обладают определенным качеством и репутацией, но не могут быть зарегистрированы в качестве НМПТ в связи с жесткими требованиями к этому объекту», – отмечает руководитель Роспатента Григорий Ивлиев.

После вступления в силу Закона предполагается введение льгот для предпринимателей, желающих зарегистрировать ГУ. По инициативе Минэкономразвития России принято постановление, предусматривающее 30% льготу за подачу заявки на географическое указание в электронной форме, а также специальные льготы для субъектов малого предпринимательства, образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, научных организаций и индивидуальных предпринимателей.

Как отмечают сами предприниматели, выпуская качественную продукцию, отечественные производители зачастую не имеют достаточно средств для ее продвижения на национальном и, тем более, международных рынках. С принятием закона у них появится возможность маркировать свою продукцию, что будет не только привлекать внимание потребителя к этим товарам, но и, в целом, станет способствовать повышению известности и улучшению имиджа регионов нашей страны.

Приглашенные спикеры пресс-конференции: руководитель Роспатента Григорий Ивлиев, представители Совета Федерации и Роскачества, Ассоциации народных художественных промыслов, а также бизнес-сообщества.

Авторами инициативы о внесении ГУ в Гражданский кодекс стали Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, Председатель комитета ГосДумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Обязательства по охране географического указания возникли у Российской Федерации в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это предусмотрено Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 15 апреля 1994 года, где дано определение географического указания (ГУ). Также документ обязывает страны-члены предусматривать правовые средства, направленные на охрану ГУ. Россия является участницей Соглашения с 2012 года.

В целях наиболее эффективного исполнения обязательств по охране иностранных ГУ, а также для предоставления российским производителям нового инструмента для продвижения региональной продукции принят Федеральный закон № 230-ФЗ от 26 июля 2019 года «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и статьи 1 и 23¹ Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», который вступит в силу 27 июля 2020 г., за исключением отдельных положений.

Географическое указание как объект интеллектуальной собственности уже достаточно давно используется в законодательстве разных стран и в международных соглашениях, в частности, в Женевском акте Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях от 20 мая 2015 года.

В настоящее время Минэкономразвития России совместно с Роспатентом готовит документ о присоединении России к Женевскому акту Лиссабонского соглашения. Это позволит обеспечить более эффективное признание российских региональных брендов на международном уровне и рост благосостояния производителей уникальных отечественных товаров.

Документ значительно упростит международную регистрацию НМПТ и ГУ, позволит испрашивать охрану в нескольких странах путем подачи одной заявки на одном языке, тем самым снижая издержки при регистрации.

В Европейском союзе охраняется более 3000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров. ГУ могут использоваться в связи с широким разнообразием сельскохозяйственной продукции, как например, “Tuscany” применительно к оливковому маслу, произведенному в особом районе Италии или “Roquefort” в отношении сыра, произведенного во Франции. Использование ГУ не ограничено сельхозпродуктами. Они могут также подчеркивать особые свойства продукта, присущие месту происхождения этих продуктов, в частности таких, как особые навыки и традиции изготовления. Таким местом происхождения может быть поселок или город, регион или страна. Примером последней может служить указание “Switzerland” (“Швейцария”) или “Swiss” (“швейцарский”), которое во многих странах воспринимается как географическое указание товаров, изготовленных в Швейцарии, и в частности, в отношении часов.

Эта публикация на сайте Роспатента

Похожие публикации