Официальные новости

Выступление руководителя делегации Российской Федерации, директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России В.И.Ермакова в ходе общеполитических прений в Первом комитете 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Нью-Йорк, 9 октября 2020 года

49

Уважаемый господин Председатель,

Прежде всего, хотел бы поздравить Вас с избранием на столь высокую должность в юбилейный для ООН год.

Желаем вам успеха в организации работы нынешней во всех отношениях непростой сессии Первого комитета (ПК) ГА ООН, когда нам всем приходится работать в экстраординарных условиях пандемии коронавируса и введенных в связи с этим беспрецедентных ограничений на деятельность делегаций в штаб-квартире ООН.

Вы можете рассчитывать на конструктивное содействие российской делегации.

Предлагаем сплотить наши общие усилия вокруг того, чтобы навалившаяся на человечество общая беда не разобщала нас, а наоборот обязывала находить приемлемые для всех пути снижения международной напряжённости, предотвращать обострение прежних и появление новых угроз и вызовов. Важно преодолеть накопившийся за последние годы острый дефицит доверия, резко возросшие риски дестабилизирующей гонки вооружений и неконтролируемого сползания к опасному военному противостоянию в разных уголках мира. Было бы полезным повернуть вспять преднамеренные, замешанные на внешнеполитическом эгоцентризме деструктивные действия одного государства по демонтажу бережно выстраивавшейся системы международный договорённостей. Эта система стала нашим с вами общим завоеванием и многие десятилетия надежно гарантировала сохранение мира и международной безопасности.

Одним из последних негативных примеров стало подрывающее региональную безопасность решение США выйти из Договора по открытому небу под предлогом надуманных «нарушений» этого Договора якобы Россией. Изучаем все возможные варианты развития ситуации. Свою дальнейшую линию будем выстраивать в зависимости от действий партнёров.

Вряд ли можно оставлять без реакции и то, что США и их союзники продолжают ужесточать свои доктринальные установки в области обороны и безопасности, придают им более агрессивный характер. Повышается роль ядерного оружия при параллельном понижении порога его применения, разработке и реализации соответствующих программ вооружений. Активно навязывается новый жёсткий конкурентный подход, который лишь усиливает атмосферу недоверия и снижает предсказуемость, в том числе в ракетно-ядерной сфере.

В отличие от США Российская Федерация осознает свою ответственность за международную безопасность, глобальную и региональную стабильность. Мы проводим последовательный курс на сохранение мира. Считаем, что следует прекратить продвижение конфронтационных моделей переформатирования международных отношений в духе концепций «соперничества великих держав» или «мира с опорой на силу». В нашей работе мы действуем открыто. Последовательно продвигаем политико-дипломатические инициативы, ведем реализацию мер, направленных на предотвращение деградации ситуации в сфере безопасности и стабильности, на сохранение и укрепление архитектуры контроля над вооружениями.

Среди наиболее актуальных задач в данной области – продление российско-американского Договора о СНВ. Готовы к этому без предварительных условий, предлагаем США сделать это без искусственных затяжек. Продление стало бы разумным шагом, который дал бы нам выигрыш во времени для рассмотрения вопроса о будущих подходах к контролю над вооружениями.

В условиях слома американцами Договора о РСМД Россия в одностороннем порядке взяла обязательство не размещать наземные ракеты средней и меньшей дальности в тех регионах мира и до тех пор, пока там не будут развернуты соответствующие вооружения американского производства. Призываем всех членов международного сообщества поддержать наши усилия в интересах недопущения размещения новых ракетных вооружений в различных регионах мира и придерживаться конструктивной, взвешенной линии, направленной на укрепление международной безопасности и стабильности.

Уважаемый господин Председатель,

Ядерное разоружение остаётся одним из приоритетов международной повестки дня. Мы привержены перспективной цели построения мира, свободного от ядерного оружия, и вносим в продвижение к этой цели весомый практический вклад. Нет сомнения, что ядерное разоружение может осуществляться только поэтапно на основе принципа равной и неделимой безопасности для всех и с учётом всех факторов, оказывающих влияние на стратегическую стабильность. В их число входят ничем не ограниченное развёртывание системы глобальной ПРО США, развитие высокоточных стратегических наступательных вооружений в неядерном оснащении, понижение на доктринальном уровне порога применения ядерного оружия с одновременным расширением арсенала ядерных вооружений малой мощности, перспектива вывода ударных вооружений в космос, отсутствие взаимоприемлемых универсальных инструментов регулирования дисбалансов в обычных вооружениях, попытки ослабить оборонный потенциал других стран нелегитимными методами одностороннего давления в обход СБ ООН.

Международное сообщество должно обратить самое серьёзное внимание на эти проблемы, без решения которых невозможно добиться состояния международной безопасности, благоприятствующего дальнейшим шагам в сфере ядерного разоружения.

Пришло время серьезно подумать над тем, как придать процессу ядерного разоружения многосторонний характер. В такой диалог должны быть вовлечены все государства, обладающие военными ядерными потенциалами. Здесь нужен консенсусный подход без какого-либо принуждения. Другие императивы – равноправие и взаимный учёт интересов всех участников.

Уважаемый господин Председатель,

В нынешнем году исполнилось 50 лет со дня вступления в силу ДНЯО – ключевого международно-правового инструмента в области ядерного нераспространения и разоружения и одной из основ современного миропорядка.

Всем государствам-участникам ДНЯО необходимо сделать максимум, чтобы предстоящая Обзорная конференция способствовала укреплению Договора, а не усилению противоречий в его рамках.

Отмечаем центральную роль МАГАТЭ в качестве международной организации, обладающей полномочиями и компетенцией для проверки соблюдения нераспространенческих обязательств в связи с ДНЯО путем применения соответствующих гарантий, а также содействующей реализации прав государств на использование атомной энергии в мирных целях.

Россия придает большое значение созданию в мире региональных зон, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО), и предоставляет гарантии безопасности государствам, заключившим соглашения о ЗСЯО, а также соблюдающим букву и дух этих соглашений. Выступаем за скорейшее решение вопроса о формировании зоны, свободной от ядерного оружия и других видов ОМУ, и средств его доставки на Ближнем Востоке (ЗСОМУ), как это предусмотрено  резолюцией Конференции 1995 г. по рассмотрению и продлению действия ДНЯО.

Подтверждаем приверженность Совместному всеобъемлющему плану действий по урегулированию вокруг иранской ядерной программы (СВПД). К сожалению, это общее для всех стран достижение было поставлено под удар решением США о выходе из СВПД. Безответственными и не соответствующими действительности являются утверждения США о якобы состоявшемся восстановлении ранее отменённых санкций СБ ООН в отношении Ирана. Как известно, остальные члены СБ ООН отвергли нелегитимные притязания американской стороны. Политика «максимального давления» потерпела крах.

Россия последовательно выступает за скорейшее вступление в силу ДВЗЯИ и за строгое выполнение всеми его участниками основных обязательств по этому Договору.

Мы полностью поддерживаем международные режимы запрета химического, биологического и токсинного оружия и последовательно выступаем за их универсализацию и укрепление.

Серьезную обеспокоенность вызывает абсолютно неприемлемая ситуация, сложившаяся в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Стремление отдельных государств подчинить своим геополитическим интересам работу этой некогда успешной многосторонней структуры привело к тому, что ОЗХО оказалась буквально расколота.

Рассматриваем укрепление режима Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) как одну из приоритетных задач международного сообщества. Выступаем за возобновление работы над юридически обязывающим протоколом к Конвенции с эффективным механизмом проверки и учреждение с этой целью рабочей группы открытого состава. Призываем поддержать направленные на упрочение институциональных основ КБТО российские инициативы по созданию в рамках Конвенции мобильных медико-биологических отрядов, Научно-консультативного комитета и модернизации мер доверия. Будем добиваться принятия соответствующих решений на предстоящей в 2021 г. Обзорной конференции КБТО.

Обращаем внимание на необходимость актуализации принципов и процедур механизма Генсекретаря ООН по расследованию случаев возможного применения хим- и биооружия, которые не обновлялись с момента их одобрения в 1990 г. В этих целях намерены внести на рассмотрение соответствующий проект резолюции. Рассчитываем на его поддержку и соавторство.

Уважаемый господин Председатель,

Крайне деструктивную роль играет деятельность, нацеленная на «доминирование, военное превосходство (superiority) вплоть до тотального господства (supremacy) в космосе». В соответствии с доктринальными установками США, некоторых других стран Запада и НАТО в целом космос всё больше рассматривается в качестве арены ведения боевых действий, в т.ч. наступательного характера. При этом указанная группа стран цинично пытается именно здесь в ООН завести разговор о каком-то «ответственном поведении» в космосе. Вряд ли стоит поддаваться на такие уловки.

На этом фоне переговоры по юридически обязывающему соглашению по ПГВК блокируются США. При этом показательным в плане цинизма является то, что указанные задачи ведения боевых действий в космосе, в т.ч. и в наступательных целях, позиционируются как якобы соответствующие международному праву, включая Договор о космосе 1967 г., направленный на использование космического пространства в мирных целях. Для легитимизации проведения боевых операций в космосе предлагают сосредоточиться на разработке неких стандартов поведения, подчинённых обслуживанию неприемлемых для нас установок.

Для предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве необходимо заключить соответствующее юридически обязывающее соглашение с участием всех космически значимых государств. Оно должно предусматривать запрет на размещение оружия в космосе, на применение силы или угрозы силой в отношении космических объектов. Важным шагом на этом пути является международная инициатива/политическое обязательство о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК). Мы вносим на рассмотрение Первого комитета проекты резолюций по НПОК, а также по мерам транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности. Рассчитываем на их поддержку и соавторство.

Тематика обеспечения международной информационной безопасности (МИБ) является одним из приоритетных направлений нашей дипломатической деятельности на площадке ООН. В 2018 г. благодаря общим усилиям под эгидой Организации была учреждена Рабочая группа ООН открытого состава (РГОС) – первый инклюзивный, подлинно демократический и транспарентный переговорный механизм. В связи с тем, что мандат нынешней Группы истекает в марте 2021 г., наша ключевая задача – сохранить данный дискуссионный формат и обеспечить непрерывность переговорного процесса по МИБ на площадке ООН. В этих целях намерены внести на рассмотрение 75-й сессии Генассамблеи ООН обновленный проект традиционной российской резолюции по МИБ, предусматривающий созыв новой РГОС в 2021 г. сроком на 5 лет с сохранением ее мандата в неизменном виде. Призываем все государства-члены ООН поддержать нашу инициативу и войти в число ее соавторов.

Уважаемый господин Председатель,

Возрастает необходимость консолидации международного сообщества вокруг созидательной, конструктивной повестки дня по повышению устойчивости действующей системы контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН).

Выполнению данной задачи способствовало бы укрепление действующих и выработка на консенсусной основе новых договорных режимов в сфере КВРН. Вносим на рассмотрение Первого комитета проект резолюции «Укрепление и развитие системы договорённостей по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению». Её принятие призвано стать важным вкладом в создание условий для успешного проведения в 2021 г. ряда значимых мероприятий – обзорных конференций ДНЯО, КБТО, КНО, а также продления ДСНВ. Рассчитываем на всестороннюю поддержку и соавторство.

Центральную роль в процессе укрепления системы договорённостей по КВРН отводим ООН и её многостороннему разоруженческому механизму. В последнее время в нём также проявляются негативные тенденции, сводящие «до нуля» эффективность ооновской разоруженческой «триады». 74-я сессия ГА ООН продемонстрировала дальнейший рост политизации дискуссий по КВРН, отход от предметного диалога, а также попытки стран Запада во главе с США превратить площадку ООН в инструмент давления на «неугодных».

Впервые за многие годы США привнесли в работу ПК идеологическую составляющую, разделив государства-члены на «демократические», якобы укрепляющие систему КВРН, и «автократические», которые, мол, нацелены на её демонтаж. Считаем это крайне опасным шагом, направленным на разобщение мирового сообщества и отвлечение его внимания от реальных проблем международной безопасности, вызванных безответственными действиями США.

Дополнительным деструктивным фактором в контексте работы ПК и Комиссии ООН по разоружению (КОР) являются противоправные действия властей США по невыдаче виз ведущим экспертам российской делегации. Вашингтон грубо нарушает свои обязательства по Соглашению 1947 г. о штаб-квартире ООН и игнорирует ряд ключевых положений резолюции ГА ООН A/RES/74/195. Развязанный Вашингтоном «визовый беспредел» привёл к тому, что второй год подряд работа КОР остаётся заблокирована. Призываем США проявить ответственность и предпринять шаги по урегулированию ситуации в целях выполнения своих обязательств по обеспечению беспрепятственного и недискриминационного доступа представителей всех государств-членов в штаб-квартиру ООН.

Постепенная деградация ситуации в области КВРН диктует необходимость совместных действий всех государств, осознающих свою ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Со своей стороны, продолжим прилагать усилия по повышению эффективности и согласованности действий ПК, КОР и Конференции по разоружению (КР). Для реализации этой цели необходимо возобновить обстоятельный диалог по наиболее важным профильным вопросам повестки дня и деполитизировать дискуссии.

В связи с этим напоминаем о нашей конструктивной инициативе, представленной в марте 2016 г. в целях преодоления двадцатилетнего застоя в переговорной работе на Конференции. Необходимо безотлагательно приступить к разработке международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма. Таким образом был бы запущен переговорный процесс на КР в соответствии с имеющимся мандатом.

В целом нам всем было бы очень полезно в год 75-летия ООН вспомнить о жизнеутверждающих истоках нашей Всемирной организации, отказаться от конфронтационных подходов и вернуться к продуктивному равноправному взаимодействию по всему спектру вопросов обеспечения международного мира и безопасности.

Россия предлагает конструктивную объединительную повестку дня. Рассчитываем на поддержку со стороны всех государств.

Спасибо за внимание.

Эта публикация на сайте МИД

Похожие публикации