Официальные новости

Борис Титов: «Реформа строительства  оставила малые и средние города без стройки»

41

Цены на жилье в новостройках растут отнюдь не только из-за льготной ипотеки. Более того, они увеличиваются только в крупнейших мегаполисах, в то время как в сотнях малых городов жилье не строится вообще. Причиной этого является реформа строительства, в ходе которой долевое участие заменено на проектное финансирование. Она привела к росту издержек застройщиков, массовому уходу с рынка небольших компаний, и как следствие – к крайней  неравномерности развития жилищного рынка и его монополизации. Такое мнение Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов выразил в ходе встречи с представителями строительных компаний из 18 регионов страны.

По данным Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), новостройки сегодня возводятся лишь в 308 городах страны из 1117. В остальных 809 городах (в которых проживает 24 млн. россиян) не строят ничего. В 24 субъектах Федерации объемы ввода нового жилья нулевые или символические.

Система проектного финансирования заработала только в крупных городах, где застройщики могут рассчитывать на хорошую прибыль, подчеркнул Титов. По данным ЦБ, 45% кредитов выдано в Москве, 10% – в Московской области, 7,5% – в Санкт-Петербурге. Остальные 37,5% приходятся сразу на 69 регионов. В 13 субъектах РФ проектное финансирование не выдаётся вовсе.

В системе аккредитованы 97 банков, однако на деле проектное финансирование  предоставляют лишь 23 из них, а в регионах застройщики, как правило, могут получить кредиты только от первой пятерки крупнейших банков.

И цены на жилье, соответственно, растут в крупнейших городах. Заметнее всего – в Москве (+16,5%), Московской области (+16,4%), Санкт-Петербурге (+13,1%).

Участники совещания констатировали, что в текущем виде проектная модель не позволяет развивать строительство в регионах с низкой покупательной способностью населения. Банки, в соответствии с установленными стандартами, ориентируются на маржинальность проекта, а в малых и средних городах она небольшая.

Как результат, малые и средние компании в отсутствие финансирования уходят с рынка. За год число брендов в строительстве сократилось на 26%, подавляющее большинство из них – это именно небольшие региональные застройщики.

По мнению Титова, правительству, если оно заботится о решении социальных задач, стоило бы более активно предоставлять застройщикам в регионах гарантии, предоставляющие необходимое обеспечение под кредиты банков.

Что касается самого банковского кредитования, то омбудсмен считает необходимым смягчать критерии кредитоспособности заемщиков, снижая требования по рентабельности проекта и минимальной доле застройщика в инвестициях собственным капиталом.

Помимо этого, в числе готовящихся от имени уполномоченного предложений – докапитализация АО «ДОМ.РФ» для расширения объема гарантий и смягчения нормативов обязательного резервирования. Это должно привести к снижению средневзвешенной ставки кредитования в 2 раза по сравнению с нынешними 8-10%.

В адрес Банка России планируется направить предложения ограничить банковские комиссии и обязать банки рассчитывать действительную ставку кредита с их учетом. Запретить банкам обязывать заемщика обеспечивать открытие в этом же банке расчетных счетов всех его подрядчиков. Ограничить срок согласования банком документации по проекту на оплату поставщикам и подрядчикам.

«Жилищный рынок в России перекошен, – резюмировал Борис Титов. – И Банк России, и Правительство  имеют все возможности, чтобы  внести свою лепту в устранение этих перекосов. Излишние затраты на получение проектного финансирования – лишь часть проблемы, не менее важна борьба с завышением стоимости подключения к инженерным сетям, иными административными издержками отрасли».

 

Сообщение Борис Титов: «Реформа строительства  оставила малые и средние города без стройки» появились сначала на Бизнес-Омбудсмен.

Эта публикация на сайте бизнес-омбудсмена

Похожие публикации