Официальные новости

Брифинг Министра экономического развития Максима Решетникова

62

Темы брифинга: ситуация с ценами на продовольственные товары, ход реализации общенационального плана восстановления экономики.

Из
стенограммы:

Вопрос:
Максим Геннадьевич, какие меры принимаются для защиты внутреннего
продовольственного рынка от колебаний мировых цен? Насколько эти меры
эффективны?

Брифинг Максима Решетникова

М.Решетников:
Действительно, вопрос цен на продовольствие был одним из основных на состоявшейся
сегодня встрече Президента страны со мной. Правительство принимает сейчас целый
комплекс мер, в первую очередь экономического регулирования. Есть блок мер
административного регулирования – что связано с заключением соглашений с сетями
и производителями. Но в большей степени мы делаем акцент именно на
экономический комплекс мер. Это касается установления экспортных пошлин,
предоставления субсидий производителям, стимулирования программ развития производства
продовольствия.

На сегодняшний день какую мы наблюдаем ситуацию?
Во-первых, мы достаточно большой комплекс мер приняли в конце прошлого года. Он
касался введения экспортных пошлин на семена подсолнечника и пшеницу, а также
принятия решений по выделению субсидий производителям муки, хлеба,
хлебопекарным предприятиям.

Но ситуация конца прошлого года и начала этого года
показала, что принятых мер недостаточно, потому что пошёл очень активный рост
цен на продовольствие на мировых рынках. А поскольку мы являемся крупнейшим в
мире экспортёром зерна, то этот рост цен на мировых рынках перекинулся и на
внутренние рынки. Поэтому Правительство по поручению Президента приступило к
выработке дополнительных мер.

Дополнительно

PDF

594Kb

О реализации Антикризисных мер и Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост и долгосрочные структурные изменения в экономике

И уже системной мерой стал механизм зернового
демпфера, о котором я докладывал Президенту и который Президент поддержал. Он
состоит из двух больших направлений. Первое – это установление на долгосрочной
основе экспортной пошлины на зерно. Напомню, что в конце прошлого года мы
установили экспортную пошлину с 15 февраля в размере 25 евро на тонну и
установили одновременно квоту в 17,5 млн тонн, которая работает с 15 февраля до
30 июня. В начале года выяснилось, что этих мер недостаточно. Поэтому мы
пошлину с 1 марта увеличили до 50 евро за тонну. Но в то же время рынок
экспортёров, производители зерна вполне резонно задавали вопрос, что будет
после 30 июня: какие дальше будут меры, какой будет механизм? И как раз
механизм плавающей экспортной пошлины – то, что сейчас предлагается, – даёт эту
определённость рынку. Он будет работать уже в течение долгосрочного периода, и
он предполагает, что размер пошлины будет определяться в зависимости от той
цены экспорта, которая будет складываться.

Предлагается формула
расчёта размера экспортной пошлины следующим образом: при мировой цене до 200
долларов за тонну пошлина взиматься не будет, при цене, превышающей 200
долларов за тонну пшеницы, будет взиматься пошлина в размере 70% от превышения
этой базовой цены в 200 долларов.

Одновременно с этим
буквально только что Председатель Правительства подписал постановление,
связанное с расчётом этой базовой цены. Вводится механизм регистрации
экспортных контрактов на бирже. Соответственно, на основе этой информации биржа
будет – с 1 апреля вводится эта регистрация – публиковать цены контрактов, и на
основе этих цен контрактов уже Минсельхоз будет рассчитывать размер пошлины.

Одновременно с этим
такой же плавающий механизм вводится также и на ячмень, и на кукурузу.
Подчеркну, что всё это продолжает работать вместе с установленной квотой в 17,5
млн т. Таким образом, у нас и производители зерна, и экспортёры получают чёткую
экономическую модель, которая позволит им просчитывать свою экономику, участвовать
в международных тендерах и, главное, даст определённость на долгосрочный период
и, соответственно, с учётом этого возможность планировать и свою политику на
рынках.

Вторая часть механизма
– это возврат денег в сельское хозяйство, потому что было поручение Президента,
чтобы все средства, которые будут получены в рамках экспортной пошлины,
вернулись в сельское хозяйство, вернулись в виде субсидий растениеводам.
Соответственно, такой порядок Министерством сельского хозяйства тоже сейчас
готовится. Он предполагает, что в зависимости от объёмов производства зерна
деньги будут возвращены регионам, а регионы доведут их уже до
сельхозпроизводителей.

Продолжение следует…

Эта публикация на сайте Правительства

Похожие публикации