Официальные новости

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ на отчеты cпецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ по Украине и в Контактной группе Х.Грау и главы СММ ОБСЕ на Украине Я.Х.Чевика, Вена, 9 июля 2020 года

17

Уважаемый господин Председатель,

Приветствуем уважаемых послов Х.Грау и Я.Х.Чевика. Представленные отчеты подтверждают, что динамика переговорного процесса по урегулированию кризиса на Украине является неутешительной, а ситуация «на земле» – по-прежнему труднопрогнозируемой.

Вчерашнее заседание Контактной группы не стало прорывным, несмотря на усилия внешнеполитических советников «нормандского формата», которые на многочасовой встрече в Берлине 3 июля попытались придать новые импульсы работе минской переговорной площадки. Дискуссии в Контактной группе остаются вязкими. До сих пор «на выходе» нет согласованных письменных решений. Говорить о позитивной динамике не приходится.

Спустя более полугода с момента встречи лидеров стран «нормандского» формата в Париже 9 декабря 2019 года большая часть их поручений Контактной группе остается невыполненной. К примеру, одно из первоочередных – согласовать меры в поддержку режима прекращения огня. При том, что Донецк и Луганск представили соответствующие наработки сразу же после саммита. Однако все упирается в категорическое нежелание украинской стороны подтверждать Минские договоренности, одобренные Советом Безопасности ООН. Кроме того, Киев по-прежнему занимает бескомпромиссную позицию, отказываясь согласовывать набор дополнительных мер в поддержку устойчивого прекращения огня, включая меру о публикации приказов о прекращении огня и о запрете наступательных и диверсионных операций. Все это демонстрирует незаинтересованность украинского руководства в реальном «режиме тишины», несмотря на уже имеющиеся в Контактной группе понимания на данный счет.

Обращаем внимание уважаемой посла Х.Грау на сложившуюся неприемлемую ситуацию.  

Ключ к прекращению насилия в Донбассе, как известно, лежит в достижении всеобъемлющего политического урегулирования. Согласно букве «Комплекса мер», реализация «политического пакета» Минских соглашений должна осуществляться в тесной взаимосвязи с шагами в сфере безопасности. То, что это надлежит делать синхронно, подтвердил и сам Киев на «нормандском» саммите в Берлине в октябре 2016 года. Однако годами ничего не делалось. После смены власти на Украине в 2019 году появились надежды на некоторые подвижки. В марте этого года Киев выступил одним из соинициаторов создания Консультативного совета как диалоговой платформы для согласования политико-правовых решений по урегулированию. Это было зафиксировано протоколом заседания Группы от 11 марта. Но затем сам же Киев и отказался от этой идеи, поставив на грань срыва дальнейшее продвижение на политическом треке.

Теперь мы слышим от украинских переговорщиков заявления о том, что какой-либо прогресс в этой сфере невозможен без установления военного контроля над территорией Донбасса. Не говоря о том, что обсуждать какие-либо политические решения в рамках прямого диалога с представителями Донецка и Луганска в Киеве напрочь отказываются, хотя это четко предусмотрено «Комплексом мер». Украина так и не дала в письменном виде предложения по имплементации «формулы Ф.-В.Штайнмайера» в законодательство об особом статусе Донбасса, а самих положений об особом статусе – в конституцию страны в соответствии с предписаниями «Комплекса мер». Перспективы же представленных Киевом без учета мнения представителей отдельных районов Донбасса наработок по самому закону об особом статусе и амнистии туманны. Помимо этого, власти Украины «отыграли назад» свои письменные гарантии об уголовном непреследовании подлежащих обмену удерживаемых лиц.

Нет результатов и по согласованию с Донецком и Луганском модальностей пропуска граждан через линию соприкосновения. Продолжается экономическая блокада Донбасса. Киев лишь на словах «заботится» о населении региона. А на деле вынуждает тех, кто не менял места жительства в отдельных районах и не является никаким «временным переселенцем», получать и периодически подтверждать этот статус для возобновления права на пенсии и социальные выплаты. За некий «широкий жест» правительства Украины выдается апрельское решение приостановить, но не отменить полностью применение этого требования на период эпидемии.

Вместо реальных шагов Киева по деэскалации и урегулированию всё чаще наблюдаем попытки украинских официальных лиц нагнетать военную истерию. На фоне фактически стартовавшей кампании подготовки к запланированным на осень местным выборам вновь эксплуатируется заезженный миф о «внешней угрозе». Но есть и более тревожные моменты. Так, 2 июля главнокомандующий Вооруженными силами Украины (ВСУ) Р.Хомчак заявил, что украинские военные «все больше внимания и времени уделяют подготовке войск к наступательным действиям в урбанизированной местности». С такими же ремарками выступил 5 июля и главнокомандующий ВМС Украины А.Неижпапа. Это свидетельствует, что в Киеве активно готовят военный сценарий решения т.н. проблемы Донбасса.

Подобные воинственные высказывания сопровождаются волнами вооруженного насилия наподобие массированных ночных обстрелов со стороны ВСУ в ночь с 5 на 6 июля из крупнокалиберных вооружений окрестностей Горловки. Спасаясь от разрывов снарядов, мирные жители были вынуждены провести ночь в подвалах. Повреждены объекты критической инфраструктуры – насосная станция водоснабжения и водопровод, обесточены семь трансформаторных подстанций в районе шахты «Комсомольская». Призываем СММ изучить данные о последствиях этих обстрелов и полноценно отразить их в отчетах.

Сожалеем, что призыв Генерального секретаря ООН А.Гутерреша от 23 марта прекратить огонь во всех конфликтах на фоне пандемии коронавируса, а также резолюция 2532 Совета Безопасности ООН от 1 июля в поддержку этого призыва не нашли надлежащего отклика в Киеве. В мае количество жертв среди мирного населения Донбасса превысило двухлетний максимум. Абсолютное большинство из них зафиксировано на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Кстати, в обобщенных сводках СММ (подчеркну – не ежедневных отчетах, а обобщенных сводках) мы наблюдаем категорирование жертв по полу и возрасту. Однако не видим там одного из наиболее важных показателей – информации о месте их проживания относительно линии соприкосновения. Убеждены, что публикация данных об этом в полной мере отвечает интересам составления объективной картины. Хотелось бы услышать от господина Я.Х.Чевика, что этому мешает и каким образом Миссия намерена исправить упущение.

Двухлетний максимум пострадавших за один месяц подтверждает императив выпуска тематического доклада СММ о жертвах среди мирного населения и разрушениях гражданских объектов. Знаем, что Действующее албанское председательство ОБСЕ уже не раз обращалось к этому вопросу. Рассчитываем на скорую публикацию доклада.

Уважаемый посол Я.Х.Чевик,

Подтверждаем нашу принципиальную поддержку смелых усилий всех сотрудников СММ, работающих в непростых условиях обстрелов. Многие из них испытывают к тому же возросшую нагрузку на фоне вынужденных коррективов в деятельности Миссии в условиях эпидемии коронавируса. Большое беспокойство вызывают и инциденты, связанные с безопасностью самих наблюдателей. Речь идет не только об обстрелах. 1 июля украинский военнослужащий наставил оружие на патруль Миссии, следовавший через КПП в Красногоровке в Донецкой области.

Мы также серьезно обеспокоены случаями повреждения имущества Миссии. При этом обращаем внимание на контрпродуктивность использования пространных и порой весьма двусмысленных формулировок в отчетах СММ. Они должны вносить ясность в понимание реальной ситуации, а не давать поводы для их противоречивого восприятия и толкования. Характерный пример – оперативный отчет Миссии за 1 июля с описанием инцидента на шахте «Октябрьская» в Донецкой области, где под обстрел попали камеры СММ. В этой связи хотелось бы услышать от Вас сейчас, господин Я.Х.Чевик, конкретную информацию о том, какая из сторон с наибольшей вероятностью несет ответственность за обстрелы камер в Петровском (2 июня), Широкино (22 июня) и на шахте «Октябрьская» (30 июня). Имеет ли Миссия понимание, какие вооружения применялись? Всё это особенно актуально в свете бравады ВСУ о «возможностях по уничтожению оборудования» на опорах различного типа путем прицельного применения точных орудий. Видеоролик об этом продемонстрирован на украинском телевидении.

Вместе с тем важно не сводить внимание Миссии исключительно к Донбассу. Мониторинг ситуации с безопасностью вблизи линии соприкосновения является, безусловно, ключевой, но не единственной задачей. Плотного пригляда требует положение на остальной территории страны. В поле зрения СММ, согласно мандату, должны находиться различные аспекты соблюдения прав человека. В том числе те, которые вызывают сильный общественный резонанс. При этом восприятие мандата не должно сводиться к принципу «сообщаем лишь о том, что видим» (we report what we see). Примеры отслеживания СММ хода расследования дел о гибели П.Шеремета и Е.Гандзюк это подтверждают.

Проявления агрессивного национализма и радикализма, сопровождаемые уличным насилием, продолжают влиять на ситуацию с безопасностью по всей Украине. Судя по всему, масштаб проблемы прекрасно понимают и в высшем руководстве Украины. С призывом «не допустить эскалации насилия на улицах страны» к правоохранительным органам на днях обратился Президент В.Зеленский. Вместе с тем в отчетах СММ пока не отражены серьезные инциденты, связанные с физическими расправами в июне радикалов из «Национального корпуса» над политическими активистами оппозиционных властям движений. По сообщениям СМИ, двоим из пострадавших – в Харькове и Виннице – потребовалась серьезная медицинская помощь, чтобы сохранить жизнь после таких нападений. Фактов для тематического доклада СММ о проявлениях агрессивного национализма уже более чем достаточно.

Несколько удивляет и избирательность, с которой Миссия уделяет внимание обстановке на погранпунктах Украины с другими государствами. В отчеты попадает информация о некоторых из них, расположенных на юге и востоке страны – там отмечается спокойная ситуация. В то же время за прошедшие месяцы, в том числе в период ограничительных мер по коронавирусу, неоднократно возникали напряженные случаи на украинских пунктах пропуска с Венгрией и Польшей. К примеру, очереди из нескольких тысяч человек на погранпереходах с Польшей во Львовской области в марте и июне. Или заранее анонсированные протестные акции на украинско-венгерской границе, которые сопровождались стычками с органами правопорядка и порчей имущества Госпогранслужбы Украины. Всё это так и не попало в доклады СММ.

Важно не ослаблять мониторинг ситуации вокруг Украинской православной церкви (УПЦ). Наблюдения СММ подтверждают, что давление на УПЦ со стороны религиозной структуры, созданной бывшим руководством Украины, продолжается. В представленном сегодня докладе отмечается рост трений на религиозной почве, включая связанное с этим физическое насилие. Сообщается также о трех случаях поджогов храмов в Одессе, Черновицкой и Ровенской областях в апреле. Кстати говоря, весьма показательно, что Служба безопасности Украины еще в ноябре 2019 года нашла основания для возбуждения уголовного дела против бывшего Президента П.Порошенко по подозрению в разжигании межнациональной и религиозной вражды. Призываем Миссию следить за ходом дела, которым сейчас занимается Государственное бюро расследований Украины.

Необходимо держать в поле зрения и последствия применения Киевом дискриминационных законодательных актов в сфере языка и образования, идущих вразрез с предписаниями конституции страны и обязательствами Украины в рамках ОБСЕ.

Завершая, подчеркнем, что нынешняя экстраординарная ситуация, вызванная пандемией коронавируса, лишь усиливает необходимость скорейшего нахождения компромиссов сторонами внутриукраинского конфликта. Главная цель ОБСЕ – оказать им максимальное содействие, исключить логику войны и насилия. Необходимо добиваться скорейшей реализации всех положений одобренного СБ ООН «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года – единственной основы установления прочного мира на Украине.

Благодарю за внимание.

Эта публикация на сайте МИД

Похожие публикации