Официальные новости

Вмененные виды страхования: старт общественной дискуссии

27

Банк России по итогам масштабного исследования считает необходимым провести комплексную переоценку подходов к регулированию вмененного страхования, а также рассмотреть целесообразность сохранения его отдельных видов с низким уровнем страховых выплат.

В настоящее время в России насчитывается 61 вмененный вид страхования, когда обязанность заключать договор страхования возложена на страхователя по закону. В большинстве случаев вмененное страхование является условием осуществления какого-либо вида деятельности, например нотариуса, арбитражного управляющего и т.д. Такое страхование также может быть направлено на защиту жизни и здоровья определенных групп лиц, подверженных риску (пациенты при проведении клинических испытаний, работники частного охранного предприятия), а иногда — на обеспечение гарантий некоторым категориям государственных служащих.

В представленном на обсуждение докладе Банк России проанализировал текущее регулирование, правоприменительную практику, статистические данные по 45 видам вмененного страхования, а также международный опыт. В периметр исследования не вошли виды страхования, которые осуществляются за счет бюджетных средств.

Регулятор выявил крайне низкий уровень страховых выплат по отдельным видам на фоне высокой доли отказов в выплате. В целом отношение страховых выплат к страховым премиям по вмененному страхованию не превышает 17,2%, в то время как по обязательному находится на уровне 68,6%, а по добровольным видам составляет 32,5%.

Другие острые проблемы — отсутствие контроля за выполнением страхователем обязанности по страхованию и несовершенство правового регулирования в значительном количестве вмененных видов страхования.

Банк России предлагает на первом этапе определить общественную ценность и востребованность каждого из вмененных видов страхования на основе статистических данных, оценки объема последствий, которые могут возникнуть при наступлении страхового случая, наличия международных обязательств и других факторов.

На втором этапе необходимо рассмотреть вопрос об устранении слабых мест в регулировании конкретных видов, а также возможность выбора альтернативных инструментов обеспечения ответственности.

Эта публикация на сайте ЦБ

Похожие публикации