Официальные новости

20 июня состоится прямая линия с Владимиром Путиным

Задать вопрос можно по телефону, по электронной почте, в соцсетях, через форму на сайте, в мобильном приложении

Артём Молчанов: Изменение уголовно-правовой политики – путь развития конкуренции и свободы предпринимательства

30

Начальник Правового управления ФАС России на мероприятии в Санкт-Петербурге рассказал об ограничении конкуренции в контексте уголовной политики России

13 мая 2019 года начальник Правового управления ФАС России Артём Молчанов выступил с докладом на IX-ой ежегодной научно-практической конференции ОКЮР «Персональная ответственность в хозяйственной деятельности как вектор правоприменения».

Спикер обратил внимание присутствующих, что конкуренция в Российской Федерации является конституционной ценностью, так как Конституцией РФ гарантируется поддержка конкуренции[1] и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию[2].

Говоря о законодательных инициативах ФАС России Артём Молчанов сообщил, что в норме[3] Уголовного кодекса РФ, касающейся преступлений в сфере экономической деятельности, до настоящего времени официально не сформулированы основные цели и принципы уголовной политики, в том числе в сфере экономики. Таким образом, изменение уголовно-правовой политики – один из путей развития конкуренции и свободы предпринимательства.

 

«Механизмы административной и уголовной ответственности должны эффективно работать, они должны реализоваться, и наша задача как регулятора – обеспечить реализацию мер ответственности, в первую очередь персональной ответственности», — сказал представитель ФАС.

 

 

«Вся глава 22 УК РФ нуждается в серьезной ревизии и оценке существующих в ней уголовно-правовых запретов с точки зрения общественной опасности. У нас практически не применяется уголовная ответственность за картели как наиболее опасный вид экономических преступлений, и в то же время ежегодно сотни предпринимателей осуждаются за преступления, общественная опасность которых весьма сомнительна. Ежегодно ФАС России выносит несколько сотен решений по делам о картелях, количество привлеченных к административной ответственности юридических лиц достигает полутора тысяч, а сумма административных штрафов – 3 миллиардов рублей. При этом количество уголовных дел и приговоров по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации исчисляется единицами», — добавил он.

 

 

«Картель на торгах и антиконкурентные соглашения заказчика и организатора торгов с участником этих торгов – наиболее распространённые виды сговоров, которые причиняют существенный ущерб бюджетам всех уровней, в связи с чем существует необходимость криминализации подобных действий отдельной частью статьи 178 УК РФ», — заявил Артём Молчанов.

 

По словам спикера, статью 178 УК РФ необходимо дополнить новым квалифицирующим признаком, увеличить «пороги» для наступления уголовной ответственности и соразмерно ужесточить ответственность. Также предполагается «упрощение» основания освобождения от ответственности: лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и расследованию, возместило причиненный им ущерб, возвратило незаконно полученный им доход или иным образом загладило причиненный им вред.

 

«Создавая возможность для эффективного применения, создавая возможность для больших интервенций, нужно развивать механизмы, направленные на предупреждение совершения преступлений и стимулирование такого предупреждения – так называемый инструмент представления информации, который эффективно применяется в случае с административной ответственностью. В Уголовном кодексе также предусмотрено освобождение от ответственности, но нет ни одного факта его использования. Значит, нужно упростить этот механизм. И тогда мы сможем говорить о создании надлежащего механизма освобождения от ответственности, который будет реально работать», — заявил Артём Молчанов.

 

Начальник Правового управления также подчеркнул возможность индивидуализации ответственности. Если административное правонарушение может быть признано совершенным умышленно и по неосторожности, то вина в соответствии со статьей 178 УК РФ характеризуется исключительно прямым умыслом, то есть должностное лицо осознает общественную опасность своих действий, а именно заключения антиконкурентного соглашения, запрещенного антимонопольным законодательством, и предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий (ограничения конкуренции / причинения ущерба или извлечения дохода) и желает их наступления. Ответственность в этом случае подразумевает наложение штрафа и (или) лишение свободы.

 

«Мы провели ряд дискуссий по вопросам этих законодательных инициатив с правоохранительными органами, заинтересованными органами исполнительной власти, общественными организациями и надеемся в скором будущем выйти с обсуждением в общественное пространство. Мы рассчитываем, что эффективное применение указанных инструментов позволить сократить количество преступлений в виде картельных соглашений», — подытожил спикер.

 

 

Как заключила президент Ассоциации «НП «ОКЮР» Александра Нестеренко, «члены ОКЮР отмечают тенденцию ужесточения персональной ответственности руководства компаний за нарушение закона, в том числе, и за антиконкурентные соглашения. Открытое обсуждение этих вопросов с ФАС России помогает определить ориентиры правомерного поведения бизнеса».

 

[1] В соответствии с ч.1 ст.8 Конституции РФ
[2] В соответствии с ч.2 ст.34 Конституции РФ
[3] Глава 22 УК РФ

Эта публикация на сайте ФАС

Похожие публикации