Официальные новости

Совещание по стратегическому развитию нефтегазохимической отрасли

47

В.Путин: Уважаемые коллеги,
добрый день!

Мы
с вами проводим сегодняшнее совещание в Тобольске, который
за последние годы без всякого преувеличения превратился в мировой
центр нефтегазовой химии. За семь лет построено два крупных предприятия,
которые, безусловно, выводят этот регион да и нашу страну
в число лидеров.

Сегодня
обсудим стратегические планы развития нефтехимической отрасли.

Напомню, я
только что об этом сказал: в 2013 году мы открыли здесь
современный нефтехимический комплекс, а также провели тогда совещание, где
определили, что расширение мощностейа нефтехимических предприятий
и поддержка российских производителей, работающих в этой отрасли,
входят в число ключевых задач промышленной политики.

Смотрите также

В том же
году компания «СИБУР» приступила к проработке создания Западно-Сибирского
нефтехимического комбината. Добавлю, что в 2014 году мной было
принято решение и о вложении в проект – мы сейчас только
с [председателем правления ПАО «СИБУР» Дмитрием] Коновым обсуждали
это – средств Фонда национального благосостояния. Сделка была реализована
при участии РФПИ – Российского фонда прямых инвестиций. Это был 1,75
миллиарда долларов, на 15 лет, помнится, мы это давали –
в 2030 году нужно погасить все облигации, причём в разовом
порядке.

Проекты
осуществляются вовремя, с большой эффективностью. Сейчас только
вспоминали, что за 52 месяца уже одно из крупнейших предприятий
страны и в мире построили. Оно будет выпускать два миллиона тонн
продукции. Здесь на совещании присутствуют люди, которые на подобных
объектах бывали не раз, но вы знаете, что они, конечно,
впечатляют – целый город, грандиозный проект.

Новый
комплекс будет играть существенную роль в замещении импорта полиэтиленов
и полипропиленов, позволит повысить глубину переработки сырья, более
рачительно использовать ресурсы, прежде всего попутный нефтяной газ – а как известно, снижение доли сжигаемого попутного нефтяного газа входит
в число ключевых пунктов экологической и климатической повестки
в нашей стране.

Напомню,
что с 2010 по 2019 год у нас с 25,7 процента сжигание
упало до 18,5 процента, и это, конечно, хороший результат. Надеюсь,
что мы будем двигаться дальше по этому направлению. У нас есть
соответствующие стимулы – я сейчас об этом скажу – налоговые, и,
судя по всему, это всё работает. Кстати говоря, при производстве пластиков
выбросы углекислого газа на тонну продукции – мы тоже только что
об этом говорили – в 13 раз меньше, чем при производстве других
материалов: алюминия, меди, стали и железа.

Важно
и то, что деятельность завода полностью отвечает российским
и международным природоохранным нормам. На предприятии налажен
экологичный способ производства, здесь действует замкнутая система
водоснабжения – без образования сточных вод.

Дополнительно

Кстати
говоря, для этого региона это особенно важно. Мы с губернатором будем
встречаться сегодня ещё отдельно, говорить по проблемам региона. Одна
из проблем – это загрязнённость водоёмов. Но это производство
обеспечивает нулевой сброс, и, конечно, к этому нужно стремиться.

Пользуясь
случаем, хочу поблагодарить всех без исключения участников строительства. Хочу
пожелать предприятию, безусловно, успешной работы и, конечно, рассчитываю, что
число таких перспективных проектов будет только расти.

В последние
годы нефтегазохимия демонстрирует хорошие, уверенные результаты: запускаются
новые, современные производства, наращиваются объёмы выпуска продукции,
постепенно снижается зависимость от импорта.

Что
касается зависимости от импорта – я чуть попозже ещё скажу, –
здесь, безусловно, есть ещё над чем работать.

При этом
у российской нефтехимии огромный потенциал роста. Наши производители
способны не только обеспечить внутренние потребности в качественной
продукции, но и занять более весомые позиции на глобальном
рынке.

Для этого
у нас есть все возможности: квалифицированные кадры, передовые технологии,
мощная сырьевая база, и эти конкурентные преимущества, безусловно, нужно
использовать по максимуму.

Кстати
говоря, это и очень перспективное дело, все присутствующие на совещании это
прекрасно понимают: ожидаемый среднегодовой
темп роста мирового спроса где-то под четыре процента,
а за ближайшие пять лет спрос на нефть в один процент только укладывается, а потом будет вообще снижение
до 0,1.

Дополнительно

Повторю,
нужно активнее продвигать российскую нефтехимическую продукцию внутри страны, за рубежом, наращивать эффективность и объёмы
производства. Для этого в отрасли должны быть
реализованы масштабные проекты с общим объёмом инвестиций порядка пяти триллионов рублей. Два крупнейших из них – Амурский ГПЗ и комплекс по переработке этансодержащего газа в районе
морского порта Усть-Луга в Ленинградской области – реализуются уже сейчас при поддержке Внешэкономбанка
России. А всего, кстати говоря, у нас таких
14 проектов, и на этих объектах в будущем должно быть сформировано порядка
17 тысяч высококвалифицированных и хорошо
оплачиваемых рабочих мест.

Отмечу, что такие крупные проекты с высоким
мультипликативным эффектом в целом важны для
национальной экономики. И конечно,
государство оказывает и будет оказывать поддержку подобному начинанию. В том
числе в октябре текущего года, как вы знаете,
Государственной Думой был принят и мной подписан закон, который устанавливает обратный акциз на этан и сжиженные углеводородные газы в обмен на инвестиции в развитие производства по их
переработке в продукты нефтегазохимии.

В целом продолжим, безусловно, формировать
комфортные условия для развития мощностей по нефтепереработке, для деятельности инвесторов в этой сфере. Правительство этим уже занимается вплотную.
Например, эффективность строительства объектов
нефтехимии, оптимальные сроки и стоимость работ являются ключевым фактором успешности таких проектов. С учётом этого сейчас отменяются устаревшие
строительные предписания, упрощаются санитарные
нормы и требования, стимулируется применение передовых строительных материалов и цифровых технологий. Эту работу,
безусловно, нужно продолжать в будущем, для
того чтобы создать оптимальную атмосферу,
оптимальную среду для дальнейшей инвестиционной деятельности.

Сегодня
предлагаю обсудить, какие ещё меры могут быть приняты для оптимизации
капитальных затрат на возведение объектов
нефтехимической промышленности – естественно,
без ущерба для безопасности их работы и в том числе с точки зрения экологии.

Далее: за последние годы рост производства
в отрасли достигнут в основном за счёт развития
крупнотоннажной нефтехимии, мы это с вами хорошо знаем. В этом сегменте благодаря запуску новых проектов импортозамещение у нас практически завершено: 5,3 миллиона тонн мы производим, а импорт
составляет 0,3 миллиона тонн. А в малотоннажной другая картина:
1,4 миллиона тонн мы такой продукции ещё импортируем при производстве 3,7 [миллиона тонн].
Совершенно очевидно, есть над чем работать.

Кстати говоря,
скажем, в европейских странах, в европейских экономиках примерно 30–40 процентов от выпуска всей химической
продукции – это малотоннажная химическая продукция,
у нас только 15 [процентов].

Внутренний спрос,
конечно, значительно превосходит то, что мы сейчас
производим, и закрывается за счёт импорта, как я сказал. По некоторым позициям в зависимости от иностранных
поставщиков достигает 100 процентов. Конечно, такое
положение нужно менять, и, собственно говоря, мы это и делаем, но нужно наращивать эти темпы, наращивать в общем объёме производства долю малотоннажной химической продукции. И сегодня,
конечно, хотелось бы услышать, коллеги, конкретные предложения на этот счёт.

Другая актуальная задача – сформировать
устойчивый спрос на российскую
нефтехимическую продукцию. Рынок нужно создавать,
собственный формировать рынок – прежде всего внутренний.

В России,
как и во всём мире, полимерные материалы широко востребованны в строительстве,
в медицине, в жилищно-коммунальном хозяйстве,
в пищевой промышленности и в целом ряде других отраслей. Их использование открывает новые серьёзные,
широкие возможности, позволят снизить
производственные и эксплуатационные издержки, причём в разы, в том числе за счёт более долгого срока службы
полимерной продукции. Выгода от её внедрения
в сравнении с устаревшими материалами совершенно очевидна.

Для примера: в ЖКХ
полимерные трубы позволяют экономить до 50 процентов затрат на обслуживание водопроводов и канализации.
При этом доля полимерных решений в ЖКХ у нас
составляет 35 процентов, а в той же Европе, о которой я упоминал, 85 [процентов].

Как уже говорил, спрос на такие инновационные материалы будет только расти. Важно, чтобы
он обеспечивался преимущественно за счёт закупок у отечественных производителей. И в ходе совещания нужно подумать, что для этого можно и нужно сделать дополнительно.

Ещё одна тема, которую я хотел бы
затронуть, –
это, безусловно, экология. Вот мы сейчас говорили: как правило, химические производства связываются с тем, что они наносят какой-то особый вред экологии. Но я уже приводил пример: в 13 раз выбросы в атмосферу меньше при производстве этой продукции, которую
предприятия производят, чем при производстве стали, алюминия и так далее. Да, есть проблема, проблема
утилизации, сейчас мы об этом скажем, но она тоже решается достаточно легко, если этим заниматься
профессионально и с первых шагов.

Бережливое отношение к окружающей среде и к природе должно быть непременным условием
производств подобного рода. И нужно учитывать, что соблюдение экологических
стандартов становится важным фактором
конкурентоспособности продукции. Во всём мире серьёзное внимание уделяется снижению выбросов
парниковых газов, ужесточаются требования к сокращению объёмов отходов. Безусловно, и нам нужно наращивать повторное использование пластика, увеличивать долю вторичного
сырья в составе товаров и упаковки, развивать
именно такой рачительный подход к ресурсам.

Давайте обо всём этом поговорим.

Я хочу предоставить слово вице-премьеру российского Правительства Александру
Валентиновичу Новаку.

Александр Валентинович, прошу Вас.

<…>

В.Путин: Уважаемые коллеги!

В завершение скажу несколько слов.
Безусловно, нам ещё многое нужно будет сделать, чтобы отрасль, развитие которой
мы обсуждаем сегодня, в полной мере обеспечила растущий спрос на инновационные
материалы внутри страны и чтобы наши производители заняли весомые позиции на глобальном, мировом рынке.

Здесь нужно активно действовать по целому ряду направлений – мы с вами сегодня практически каждое из них затронули. Исходя из ваших предложений
мы в перечне поручений отметим следующее.

Первое – нужно подготовить комплекс
мер по развитию производства малотоннажной и среднетоннажной химической
продукции в России на период до 2030 года. Необходимо увеличить – об этом тоже было сказано – объёмы выпуска такой продукции на 70 процентов по сравнению с показателями текущего года.

Кроме того, следует определить перечень
приоритетных проектов в мало- и среднетоннажной химии, которые оказывают
комплексное влияние на развитие продуктовых цепочек и обладают широким
мультипликативным эффектом.

Повторю, такие проекты с учётом важности
для национальной экономики должны пользоваться особой поддержкой со стороны
государства. Они создают новые рабочие места, являются точками роста для целых
регионов.

Второе – поручаю Правительству
разработать комплекс мер, в том числе налоговых, по стимулированию производства
синтетических каучуков. На них сейчас действительно широкий спрос, и прогноз
показывает, что он вряд ли будет уменьшаться. Они нужны нам для динамичного
развития автомобильной промышленности – автомобильная промышленность тоже
будет подниматься без всяких сомнений, когда пандемия пройдёт, –
авиастроения, для производства целого ряда военной техники, во многих других
отраслях.

У нас есть успешный опыт применения в налогообложении так называемого демпфера, о чём сказал Министр финансов. Его
можно использовать для поддержки производства синтетических каучуков.
Я прошу проработать этот вопрос.

Третье – нужно реализовать ряд
шагов, направленных на более широкое использование полимеров в сетях
водоснабжения и водоотведения. Без этого нам очень трудно будет создавать
производство, если собственного рынка не будет. А мы видим, насколько это
эффективно используется в целом ряде стран и экономик. Это приведёт к увеличению спроса на инновационную продукцию нефтехимической индустрии. Кроме того,
возрастут и сроки службы, сократятся расходы на эксплуатацию сетей.

Четвёртое – прошу Правительство
провести комплексную ревизию регулирования в промышленном строительстве, в том
числе подготовить свод правил для внедрения новых, передовых материалов и технологий, которые производит нефтехимический сектор. Я поддерживаю
предложение вице-премьера о том, чтобы и руководители предприятий отрасли также
включились бы активно в эту работу, а не ждали, когда манна с небес
упадёт, – сами включились в эту работу, предлагали эти решения, указывали
на проблемы, которые мешают работать, и, таким образом, работая совместно, мы
быстрее выйдем на нужное нам регулирование.

Пятое – для минимизации
негативного влияния на климат и экологию, а также для повышения конкурентных
преимуществ продукции нашей нефте- и газохимической промышленности – а я присоединяюсь к коллегам, нефтяную сферу тоже не нужно исключать из сферы нашего внимания – прошу Правительство разработать меры налогового и неналогового стимулирования в сфере использования и производства вторичных
полимеров.

Рассчитываю, что все эти решения
положительно скажутся на ситуации в отрасли и дадут дополнительный стимул
развитию всей российской экономики.

Проект поручения, который, я так
понял, у всех есть, мы, конечно, доработаем с учётом сегодняшних предложений.

Ещё раз хочу поблагодарить всех
участников за нашу сегодняшнюю совместную работу и ещё раз поздравляю компанию
«СИБУР» с успешной реализацией крупномасштабного проекта здесь, в Тобольске.

Спасибо.

Полный текст стенограммы совещания будет опубликован.

Эта публикация на сайте Президента

Похожие публикации