Официальные новости

Координационный совет общественных уполномоченных наметил контуры работы на 2021 год

68

Количество поступивших в адрес Уполномоченного в 2020-м году жалоб предпринимателей станет самым большим за всю историю существования правозащитного института и составит, как прогнозируется, более 3000 тысяч обращений, и без активного содействия общественных представителей справиться с таким объемом было бы невозможно – об этом на координационном совете при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей сообщила заместитель руководителя отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного Наталья Рябова.

На заседании Координационного совета подвели итоги работы в текущем году, представили общественных представителей, назначенных в 2020 году, обсудили ситуацию, складывающуюся в отдельных отраслях экономики, предложения  по совершенствованию политики в сфере защиты бизнеса.

Одним из важных направлений развития и поддержки предпринимательства в ближайшие годы станет расширение режима самозанятых, но для этого нужно убрать некоторые препятствия, более четко сформировать нормативную базу, урегулировав вопросы, возникшие в ходе проведения эксперимента. «Сегодня такие категории как пенсионеры, люди с ограниченными возможностями здоровья, лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными родственниками, которые получают те или иные пособия, становясь самозанятыми, теряют надбавки и социальные пособия, – отметила общественный омбудсмен по вопросам защиты прав предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы Марина Блудян. – У многих самозанятых заработки сравнимы с этими надбавками и конечно, люди хотят изменить свой статус, чтобы не терять доходы. Необходимо сохранить все социальные выплаты тем, например, чьи заработки, как самозанятых не превышают двух МРОТ, тогда у людей появится доверие к этой системе».

Бизнес-омбудсмен Борис Титов напомнил, что самозанятые входят в зону ответственности уполномоченных по защите прав предпринимателей. «Учитывая тот факт, что большинство самозанятых используют для расчетов крупные банковские институты, возможно создать индекс самозанятых по примеру индекса роста МСП, – предложил Борис Титов. – Это позволит понять, как меняется количество самозанятых, что на это влияет и какие проблемы стоят перед людьми».

Во время пандемии представители сразу несколько отраслей решили предложить Уполномоченному свое содействие для того, чтобы эффективнее решать вопросы поддержки бизнеса в диалоге с правительством и региональными властями. Одними из самых пострадавших оказались представители ивент-индустрии.

По словам общественного омбудсмена в сфере культурно-массовых мероприятий Ольги Шпигальских, на момент остановки концертной деятельности у зрителей на руках оставались 7 млн билетов на сумму более 13 млрд рублей, и когда эти обязательства будут выполнены, остается неясным. Некоторые вопросы удалось решить, обратившись к Уполномоченному. «Налоговая служба рассматривала полученные концертными организациями средства как доходы, когда расходов не было и высокие налоги могли нанести еще больший ущерб, – сказал Борис Титов. – Но после нашего обращения были даны разъяснения и полученные средства при расчетах налога на прибыль стали учитываться по факту проведения мероприятия».

Общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговой деятельности Андрей Даниленко отметил, что в торговле наименее пострадали те, кто сумел быстро перестроиться, перешел на онлайн-заказы и доставку. Пандемия серьезно ударила по торговым центрам, магазинам «шаговой доступности», по некоторым оценкам, более 10% предприятий торговли прекратили свое существование.

«В такой ситуации было бы логично рассчитывать на снижение административных барьеров и уменьшение финансовой нагрузки, – отметил Андрей Даниленко. – Нас очень беспокоит введение ценовых ограничений на ряд продовольственных товаров,  и к чему это приведет. Надеемся, что перегибов не будет. Кроме этого, предпринимателей ждет еще немало испытаний: введение маркировки, отмена ЕНВД, проблемы лицензирования».

Омбудсмен по вопросам защиты прав предпринимателей в сфере транспорта Никита Музыря обратил внимание на избирательный подход при оказании мер господдержки в транспортной отрасли.

«Транспорт относится к особо пострадавшим отраслям, но если авиакомпании получила в качестве поддержки 23 млрд рублей, структурам «РЖД» предоставили беспроцентную отсрочку платежей по договорам аренде подвижного состава на два месяца в размере 6 млрд рублей, то автомобильный транспорт остался без помощи, – отметил Никита Музыря. – За исключением кредитов на заработную плату, поддержка компаний была минимальной».

Последствия пандемии стали губительными для 20% рестораторов, сообщил вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Сергей Миронов, они не смогли продолжить работу.

«В тех регионах, где нет диалога бизнеса с властями, предприниматели пострадали больше, – отметил Сергей Миронов. – Не нужно ждать, когда вас поставят перед фактом, ограничив очередным постановлением, следует искать решения, которые позволят соблюдать меры безопасности и работать рестораторам».

Многие предприниматели, не только рестораторы, пытаясь спасти бизнес и сохранить персонал, взяли кредиты для выплаты заработной платы сотрудникам. Но многие иностранные работники выехали из страны, часть сотрудников ищет новые места работы, штаты сокращаются по объективным причинам. Из-за этого соблюсти условия льготного кредитования невозможно, кредиты из меры поддержки могут превратиться в удавку для бизнеса.

Ранее Борис Титов обращался в правительство с предложением снизить пороги численности персонала при расчете процентной ставки по кредитам: если на 1 марта 2021 года на предприятии сохранится занятость не менее 90% от численности на 1 июня 2020 года – то кредит списывается полностью, если численность сохранилась в размере не менее 80% – половина. Несмотря на то, что Центробанк смягчил требования к заемщикам, опасность неисполнения обязательств предпринимателей по сохранению численности работников сохраняется.

2020-й год стал настоящим испытанием для сферы образования, считает общественный омбудсмен в сфере образования Амет Володарский.

«Мы очень быстро подготовили проект по поддержке частных образовательных организаций, – рассказал Амет Володарский. – Благодаря этому обращению в правительство, социально ориентированные НКО были освобождены от уплаты налогов и страховых взносов, начисленных во втором квартале 2020 года. Более того, те средства, которые организации, успели перевести в апреле, будут им засчитаны за будущий период».

Омбудсмен по защите прав высокотехнологичных компаний Наталья Попова отметила, что отрасль высокотеха пострадала в пандемию меньше остальных и 20% компаний показывают неплохие темпы роста, сравнимые с предыдущим периодом.

Активная работа проводится по реализации посвященного таким компаниям специального раздела доклада Уполномоченного Президенту Российской Федерации, в том числе в рамках созданной рабочей группы при Правительстве Российской Федерации. «Кроме того, мы проводим новый отбор компаний – национальных чемпионов, которые отвечают определенным требованиям: высокие темпы роста выручки, большие инвестиции в НИОКР, реализация инновационной продукции, – отметила Наталья Попова. – Предприятия-участники рейтинга, которые обладают высоким потенциалом лидерства как на российском, так и на глобальном рынке, получают доступ к существующим инструментам государственной поддержки и эта практика будет расширяться».

Директор Института экономики роста им. П.А.Столыпина Анастасия Алехнович напомнила, что основное содержание ежегодного доклада бизнес-омбудсмена Президенту в этом году, наряду с общесистемными проблемами, было посвящено мерам поддержки бизнеса, компенсирующими кризисное влияние пандемии, выработанным на основе опросов предпринимателей.

«Именно в кризис сработала идея создания единого реестра МСП, которую мы давно продвигали, – отметила Анастасия Алехнович. – Малым предприятиям не нужно доказывать, что они относятся к этому классу. Во многом благодаря этому реестру меры поддержки быстро дошли до нуждающихся предпринимателей».

Планируется, что в 2021 году в доклад Президенту войдут данные индекса административного давления, индекс роста малого и среднего бизнеса (который готовится совместно со Сбером), которые позволяют оперативно оценивать ситуацию по отраслям, регионам и т.д. Предполагается в отдельном разделе проанализировать режим самозанятых и выработать рекомендации по устранению препятствий его развития.  В следующем году возможно подвести первые итоги регуляторной гильотины, работа по которой проводится в очень сжатые сроки.

Борис Титов подвел итоги совещания, выразив надежду, на то, что работа общественных омбудсменов будет продолжена в 2021 году на новом уровне. «Институт общественных представителей (помощников) по отдельным сферам экономики нужно активнее использовать на местах, особенно в крупных регионах, это поможет региональным уполномоченным эффективнее решать вопросы поддержки бизнеса, – отметил Борис Титов.

Сообщение Координационный совет общественных уполномоченных наметил контуры работы на 2021 год появились сначала на Бизнес-Омбудсмен.

Эта публикация на сайте бизнес-омбудсмена

Похожие публикации